Если в ваших отношениях с ребенком назрел конфликт, попробуйте ответить на вопросы и последовать рекомендациям.
1. Что происходит в ваших отношениях? Опишите ситуацию, стараясь быть как можно более объективным.
2. Что вы чувствуете? Постарайтесь найти более точное название своим чувствам или эмоциям. Например: гнев, злость, ярость, возмущение, раздражение, досада, обида,стыд, вина, беспомощность, отчаяние, разочарование, беспокойство, безнадежность, испуг, никчемность, огорчение, одиночество, отвращение, печаль, приниженность, расстройство, растерянность, скука, стеснительность, тоска, тревога… Или: благодарность, блаженство, возбуждение, гордость, безмятежность, восторг, облегчение, радость, счастье, успокоение, удовлетворение, удовольствие, энтузиазм…
3. Что, на ваш взгляд, чувствует ваш ребенок?
4. Спросите себя: в чем вы нуждаетесь в данный момент, а в чем нуждается ваш ребенок? Какие скрытые потребности вы оба пытаетесь удовлетворить таким образом? (потребность в безопасности, защищенности, внимании, значимости, общении, информации, поддержке, помощи, одобрении, независимости…)
Если не получается в пылу эмоций определить потребности ребенка, попробуйте мысленно представить, как вы, будучи ребенком в возрасте вашего сына (дочери), делаете то же самое, для чего?
5. Признайте, что и вы и ваш ребенок имеете право на чувства, которые вы испытываете,мысли и желания, и право их выражать. Спросите себя, что для вас важнее, доказать свою правоту или научиться удовлетворять ваши потребности конструктивным способом, приятным и приемлемым для вас обоих, сближающим, а не разделяющим вас.
6. Проговорите с ребенком суть конфликта, кто и что имел ввиду (иногда мы в пылу спора склонны преувеличивать масштабы происходящего, а также складывать разный смысл в одни и те же понятия), что вы хотите, и для чего это вам необходимо. Найдите взаимоприемлемые решения или компромисс. Если вопрос касается распределения обязанностей в семье, возможно, стоит привлечь остальных членов семьи и перераспределить обязанности, чтобы каждый чувствовал свою значимость в общем деле. Не стоит детям постоянно поручать выполнение непрестижной «черновой» работы, например, только вынесение мусора или мытье посуды. Когда у вас есть возможность, не гнушайтесь ее тоже. Заключите договор и затем следите за его выполнением с обеих сторон.
Включайте ребенка по мере его опыта и навыков в свою работу и обязательно при получении результата рассказывайте о его вкладе окружающим. Принимайте участие в делах ребенка, если он вас об этом просит. Не забывайте учиться друг у друга тому новому, что каждый из вас умеет.
7. Отметьте, изменились ли ваши отношения, чему вы оба научились за это время друг у друга.
Если не удалось выполнить договоренности, вернитесь к пункту 1 и проанализируйте ваши действия. На каком этапе вы остановились и что помешало вам двигаться дальше.
Повторите процесс. Прежде чем требовать выполнения обязательств от ребенка, важно стать обязательным самому.