И тьма станет светом, а неподвижность — танцем

«Если бы я могла рассказать свой танец словами,

мне не нужно было бы танцевать»

Айседора Дункан

Она не любила свое тело. Почему так сложилось, она не знала. Все при всем, руки ноги как у всех, худенькая, на лицо – не красавица, но и не уродина… В общем жить можно, не хуже и не лучше других. Были, конечно, заморочки, куда без них: грудь маленькая, бедра широкие, ростом до модели не дотягивала. Утешала себя как могла. Бедра широкие – рожать легче будет, ростом не высокая – любой парень подойдет, про грудь – с возрастом такой и останется, юношеской, упругой (так говорила в случайно подслушанном разговоре соседка). Но как-то это слабо утешало. Но жить можно было, и она жила. А тело терпеливо сносило все нелестные взгляды, критические мысли по поводу собственного несовершенства.

Метафорические карты «Personita»

Как-то глядя в зеркало, она поймала себя на мысли: «Ну, надо же, ни рожи, ни кожи», и ее охватило чувство стыда и жалости к себе, к своему телу. Захотелось спрятаться в самый дальний угол, чтобы никто ее не видел. «Убожество», — шептала она, размазывая по лицу слезы. Казалось, что мир словно сузился до размеров ее маленького ненавистного тела. Откуда всплыли в ее сознании эти фразы, она поняла позднее, когда наплакавшись вдоволь, обессиленная в своем безутешном девичьем горе, она затихла, забравшись под одеяло. В памяти всплыл туманный образ мамы, которая каждый раз глядя в зеркало, печально вздыхала: «Ни рожи, ни кожи», «Ну, какое убожество…». А о том, что она в отличие от сестры, пошла в мать, в семье говорилось каждый раз, когда приезжали родительские друзья и удовлетворенно констатировали: «Ну, вылитая мать!»

К кому были обращены мамины слова, что скрывалось за ними, она никогда не задумывалась, а слова, как ядовитая змея постепенно проникли в ее сознание и почти лишили тело его силы. Постоянно отвергаемое и зажимаемое, оно постепенно становилось все угловатее, движения сделались робкими и будто механическими: сесть встать, повернуться, лечь, поднять руку, сжаться в минуты опасности… Как будто тело извинялось за то, что занимает объем в пространстве, на которое не имеет права. Стать как можно незаметнее, не мешать другим, не привлекать внимание – было самое сильное ее желание, которое, оставаясь неосознанным, работало на 100%.

Так и жили они долгое время. Голова, то есть ум, отдельно, тело отдельно. Лишенное любви и признания оно честно исполняло свой долг, носило хозяйку, отдавало последние силы и здоровье, чтобы заслужить хоть капельку одобрения, но все было тщетно. Закрывшись барьером от собственных чувств (ведь невозможно жить, постоянно чувствуя себя убожеством) и глубоко запрятав разъедающий душу стыд, она стала послушной, правильной, образцовой женой своему мужу, который любил ее, любил ее тело, наполнял его лаской и нежностью. Но запретив когда-то в прошлом себе чувствовать, она принимала его любовь умом, сравнивала ее с тем, как любили ее подруг их мужья, с тем как показывали любовь по телевизору, и считала, что, возможно, это и есть счастье.

Метафорические карты «Neriya cards»

А тело потихоньку теряло надежду, что когда-нибудь его услышат, ему разрешат жить так, как хочется, расслабиться, наконец, почувствовать себя, узнать, какое же оно на самом деле? Тело старело, становилось все тяжелее, движения теряли живость, все чаще ему хотелось свернуться калачиком на полу и лежать так долго-долго, как будто вспоминая, а как же это было когда-то? Там, в далеком детстве, его держали на руках, приятно прикасались и обнимали, а иногда подкидывали вверх и принимали в сильные надежные руки…

Все желания сбываются. И вот однажды в ее жизни появился тот, кто сказал: «Закрой глаза и слушай свое тело». Она честно закрыла глаза и стала слушать. Боже, как же это оказалось сложно! Ум, испугавшийся грядущих перемен усиленно начал выдавать всю информацию, которой набралось невероятно много. Обрывки разных мыслей всплывали в голове в полном беспорядке, и контролировать этот процесс было совершенно невозможно. Затем вдруг откуда-то возникли голоса мамы, папы, дальних и ближних родственников, соседей, коллег по работе и друзей, которые наперебой пытались убедить ее в том, что она сошла с ума, что она хочет испортить себе и им жизнь, что она ведет себя совершенно неразумно, и в ее годы надо бы вести себя солиднее, и что вообще она себя ведет как полная дура и идиотка, слушая то, что в принципе не может сказать ничего вразумительного и вообще не умеет говорить.

Сколько времени это длилось, она не осознавала. Несколько раз ей казалось, что она действительно сходит с ума, хотелось либо сбежать, либо как-то изобразить, что она действительно слышит тело. И ей бы это удалось, так как за всю свою жизнь она научилась изображать все, что ей говорили. Но в этот раз она растерялась, она просто не знала, что нужно делать, чтобы слушать и слышать тело. И именно в этот момент растерянности, тело словно почувствовав, что это, возможно, единственный шанс в его жизни быть, наконец, услышанным, заговорило. Нет, оно закричало! Что это был за голос? Она никогда еще такого не слышала. Казалось, что каждую клеточку ее тела подхватило какое-то мощное движение, оно влекло куда-то, заставляло сердце биться так, что, казалось, выскочит из груди. По телу прокатилась волна самых разных чувств от боли и смятения до восторга и упоения. Неведомая доселе энергия наполнила каждую клеточку ее тела и вынесла на поверхность два слова, которые она смогла не то выдохнуть, не то выкрикнуть: «Жить хочу!» И, доверяясь потоку, сметающему на своем пути все барьеры, которые она с такой тщательностью выстраивала всю предыдущую жизнь, она начала двигаться!

Руки, словно крылья, взметнулись верх, как будто желая охватить все небо, тело подалось вперед, подчиняясь непреодолимому желанию слиться с тем, что ждало впереди, ноги, сначала, словно испугавшись такого напора, слегка споткнулись, но удержали равновесие, и постепенно все больше ощущая под собой надежную поверхность, увлекли тело в неведомый доселе танец. Это не был танец, в том понимании, какое у нее было раньше, в нем не было привычных повторяющихся движений. Каждое движение было новым, абсолютно непредсказуемым и наполненным такой энергией и страстью, что, казалось, танцевала не она, а ее Душа и Тело, наконец, объединились в экстазе любви. О чем был этот танец? О, это невозможно передать словами, это можно только прожить, прочувствовать, протанцевать. Это был танец о свободе и о любви, о радости и ненависти, о добре и зле, о жизни и смерти… Как будто Душа вновь как много лет назад входила в это тело, одухотворяя его, наполняя его нежностью и любовью, силой и мудростью, радостью и вдохновением. А тело жадно впитывало в себя этот поток, наполнялось до краев, и щедро расплескивало полученное в окружающее пространство. Прошлое, настоящее и будущее сошлись в одной точке, время изменило свой неумолимый бег, и началась новая эра в ее жизни.

Метафорические карты Inner Active Cards for Parts Work. Sharon Sargent Eckstein, Jane Eckstein

Хотите знать, чем закончилась эта история? Последуйте Ее примеру, начните слушать свое тело. И если наберетесь решимости и терпения, то, возможно, и ваше тело отзовется и поведает вам много невероятных историй из вашей жизни. Только говорить оно будет на другом языке, на языке движений, больших и маленьких, и даже микро. В каждом движении есть чувства и своя история. Каждое движение, если его не делать, а позволить ему произойти, проявиться во всей его целостности и естественности, аутентичности, невероятно красиво. Язык тела, язык движения и танца можно легко освоить. Разрешите своему телу рассказать то, что ему хочется, позвольте ему двигаться и стать свободным.

Хотите?

Попробуйте начинать свой день с разговора со своим телом. Примите за правило просыпаться на 15-20 минут раньше. Это трудно только первые три-пять дней. Самый идеальный вариант, если вы научитесь просыпаться сами, без будильника. Проснувшись, никогда не стремитесь подскочить сразу. Понежьте себя, поваляйтесь без дела хотя бы пять минут. Пусть эти пять минут утренней неги дадут вам возможность полностью проснуться, почувствовать себя, ощутить свое тело, его тепло, его пробуждение. Вы можете не думать ни о чем. Вы можете, не вставая, включить легкую спокойную музыку или просто наслаждаться тишиной и ощущениями своего тела.

Из этой тишины вы можете начать свое движение. Почувствуйте, как в глубине вашего тела поочередно возникают разные легкие движения-импульсы, следуя которым, вы как художник кистью можете нарисовать картину. Только инструментом будет все ваше тело: руки, ноги, пальцы, локти, спина, грудь, голова… Можете начать с простых потягиваний, привычных и знакомых. Почувствуйте, как пробуждаются ото сна клеточки пальцев, затем кисти, рук, плеч… Или наоборот, движение может возникнуть глубоко в груди и оттуда распространиться вверх и вниз одновременно. Следуйте движениям, которые предлагает тело. Не заставляйте себя двигаться, а следуйте тому, что рождается в вас. Почувствуйте радость от движения. Настанет момент, когда легкая приятная волна, прокатываясь по телу, легко поднимет вас на ноги. Не останавливайтесь, позвольте 10-15 минут телу двигаться в этом танце. Слушайте музыку и слушайте свое тело. Оно само подскажет, какие движения необходимы ему. Вы можете сгибаться и разгибаться. Склоняться из стороны в сторону. Танцевать медленно или быстро, что-нибудь наподобие ламбады, самбы, танго – все, что захочет ваше тело. Попробуйте вспомнить то ощущение, когда, будучи ребенком, в возрасте 3–4 лет вы с удовольствием бегали, прыгали, кувыркались и делали все движения, которые только могли вообразить, изучая при этом свое тело, его желания и возможности. Прекратить вы можете в любой момент, как только надоест, или почувствуете дискомфорт и усталость. Не надо никакого насилия над собой. Все должно быть легко и свободно.

Можете подпевать. Можете улыбаться. Можете завершить это либо бегом на месте, либо изображением каких-нибудь ритуальных африканских танцев с прыжками. После этого немножечко следует «поизображать» лицом перед зеркалом свои самые разные состояния, эмоции: улыбки, гнев, радость, покорчить «рожи» как в детстве. И в завершении всего вместо массажа просто похлопайте себя ладонями по лицу и по телу. Вот и все. С добрым утром! Теперь душ, сок и – на работу!

Да, не забудьте поблагодарить свое тело за то, что именно с его помощью вы способны чувствовать, думать, двигаться и, главное, жить на этом свете.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *