Вчерашняя расстановочная группа обозначила важную тему. Отклик на нее у меня выразился в трех подходах: 1) расстановочном, с точки зрения движения жизни в целом, 2) универсальном, с точки зрения законов развития и согласования сил, движущих человека, 3) психологическом, проверенном на личном опыте.
Когда в жизни происходят трагические события, связанные с непредвиденными разрушениями и потерями (смерть, развод, потеря или отнятие имущества…), часто возникает гнев, чувство протеста, которое не всегда можно высказывать и проявлять открыто.
— То есть возникает недоумение, растерянность, отрицание, все это на фоне болевого шока,
— потом протест, гнев и желание (энергия) отстоять свои границы,
— но когда эту энергию протеста невозможно выразить, или она не помогает восстановить справедливость, восстановить прежние границы, появляются состояния растерянности, беспомощности, страха, вины,
— потом возникает стыд из-за невозможности отстоять свое достоинство, чувство униженности, потом отвращения ко всему и к себе в первую очередь (часто сопровождается физическим ощущением тошноты).
Энергия гнева либо замораживается внутри, а потом ищет выхода, разрядки в жизни человека, либо разворачивается против самого себя и запускает различные депрессивные мазохистские программы самоуничтожения. Или ее наследует кто-то из потомков, несет ее в своей жизни, повторяя сценарий, и жаждет мщения или компенсации.
С точки зрения расстановок нужно посмотреть на то, что произошло, признать всю историю, всех участников и их чувства. Иногда это история не самого клиента, а его родителей или кого-то из предков, вплоть до 7 поколения, а то и еще раньше. Вопрос только в том, хватает ли сил у самого клиента, расстановщика, участников группы встретиться с этими чувствами.
Когда расстановка показывает раскулачивания, войны, когда люди убивают и уничтожают друг друга, то появляется ощущения безумия происходящего, психика не выносит того, что противоестественно человеческой природе и включаются механизмы защиты. Поэтому не всегда, глядя на такую «ужасную» невыносимую историю, мы можем ее прочувствовать и дать ей место в своем сердце. Нужно время, и, возможно, не одна расстановка, для того, чтобы по чуть-чуть, насколько есть ресурс пережить, «переварить», пропустить через себя такие чувства, принять и согласиться с произошедшим, ослабляя механизмы защиты и постепенно разворачиваясь в жизнь, к будущему. (Согласиться, признать факт случившегося необходимо, потому что мы не можем изменить события, который произошли несколько десятилетий назад, да и сами участники тех событий давно уже мертвы, требовать компенсации не у кого, а вот их не прожитые, не высказанные в свое время чувства мы часто несем на себе).
Получая новый ресурс, мы можем снова вернуться к старой истории, дать ей еще признания и развернуться снова в жизнь. Таким образом мы объединяем опыт предков, каким бы он не был, и опираясь на него, обогащая его своим опытом, идем вперед в будущее.