1 тип Эннеаграммы: Перфекционист

В Эннеаграмме тип 1 называется «Перфекционист» или «Реформатор»: Единицы хотят изменить мир, стремятся к достижению высоких ценностей даже ценой личного самопожертвования. Единицы — это люди практического действия, они хотят быть полезными в самом лучшем смысле этого слова. На некотором уровне своего сознания они чувствуют, что у них есть миссия сделать мир лучше – по крайней мере, попытаться сделать все, что от них зависит, чтобы уменьшить беспорядок, который они видят в окружающей действительности.

Их набор внутренних правил и стандартов регулирует все сферы жизни, и они верят, что есть только один правильный способ соответствовать этим стандартам. Например, есть только один способ правильно оформить отчет или развесить белье на просушку. Людям первого типа бывает сложно понять, что другие могут выполнять эти задания по-своему, им кажется, что другие способы не настолько точны и аккуратны, как их собственные.

Благодаря высоким требованиям к своей работе, они обычно становятся очень компетентными экспертами в своей области. Обычно это специалисты, которые разбираются в мельчайших деталях и постоянно стремятся повышать свой уровень компетентности. Можно быть уверенным в том, что задание будет выполнено Единицей на 100%, все его детали будут тщательно проработаны и несколько раз проверены.

 

Единицы стремятся поступать правильно, они хотят быть порядочными людьми, на которых можно положиться. Чтобы соответствовать своим представлениям о порядочном человеке, Единицы вырабатывают ряд внутренних принципов, которые они не позволяют себе нарушать.

 

Единицам нравится делиться своим пониманием правильного и неправильного с другими людьми, так как они убеждены, что это может быть для них полезно. Они предъявляют к себе высокие моральные требования и в жизни руководствуются собственными принципами. Однако им может быть сложно понять, почему другие люди не поступают так же, как они, и не всегда следуют их советам.

Кроме того, их перфекционизм может проявляться в способности находить недостатки в работе других людей. Эта способность может раздражать окружающих, но она очень ценна, когда проявляется в форме конструктивной критики — кто сможет предложить конкретные идеи по улучшению проекта лучше, чем это сделает Единица?

Единицы все сравнивают со своими идеалами, уровень «достаточно хорошо» их не устраивает — все в жизни должно соответствовать их внутренним стандартам. Это стремление к совершенству может создавать напряжение в их жизни и жизни их близких, так как они могут выражать его слишком резко.

Внутренний критик и «неправильные» эмоции

Жизнь для Единицы заключается в том, чтобы поступать правильно, в соответствии со своей внутренней шкалой плохого и хорошего. Люди этого типа пытаются исправить все, что считают неправильным, осуждая собственные недостатки и недостатки окружающих. Можно сказать, что Единицами движет благородное стремление улучшить этот мир, сделать его более совершенным. У Единиц сильно развит внутренний критик — голос, который побуждает их стараться всегда соответствовать своим внутренним принципам и говорит им, как следует поступить в той или иной ситуации.

Метафорические карты Inner Active Cards for Parts Work. Sharon Eckstein. Изображение носит иллюстративный характер.

Люди Первого типа считают себя разумными, рациональными людьми. Их эмоции также должны соответствовать определенным стандартам, поэтому они четко разграничивают разум и чувства. Они демонстрируют высокий уровень самоконтроля и не позволяют себе обращать внимания на свои желания и нужды, пока не выполнят своих обязательств. Многие эмоции Единицы считают «неправильными», так как они не соответствуют их представлениям о приличии и порядочности. Такие чувства, как злость, сексуальное влечение, наслаждение, — все чувства, которые могут помешать правильному выполнению работы, оказываются подавлены.

Внутренний критик Единиц говорит им, что удовольствие нужно заслужить. Для многих Единиц качественно выполненная работа сама по себе является вознаграждением. При этом Единицы бывают настолько поглощены тем, что «должны» выполнить, что забывают спрашивать себя о том, чего же они на самом деле хотят. Они приучили себя игнорировать свою потребность в удовольствии и концентрироваться на том, чтобы поступать правильно.

Поскольку люди первого типа не позволяют себе удовлетворять свои потребности, их часто раздражает то, что другие люди не разделяют их серьезного отношения к жизни. Это раздражение часто проявляется в виде «праведного возмущения» и осуждения.

Тем не менее, Единицы находят огромное удовольствие в самом процессе выполнения обязательств: им действительно приносит удовлетворение качественно выполненная работа, они испытывают наслаждение, когда завершают задание, доведя каждую его деталь до совершенства, или когда все в помещении убрано так, как должно быть. Это приносит им состояние внутреннего умиротворения и удовлетворения.

Единицы живут в черно-белом мире. Существует только один верный способ, только одно правильное решение, и важно его найти. Мысль о том, что правильных путей может быть несколько, сбивает Единиц с толку и пугает: «Если путей много, то как тогда понять, какой из них правильный? Как определить, соответствуешь ли ты тому, что от тебя ожидают?»

Из такого мышления логическим образом вытекает убеждение Единиц о том, что правильное для них должно быть правильным и для всех остальных. Поэтому Единицы склонны советовать другим людям, как им следует поступать. К сожалению, эта черта Единиц не всегда нравится окружающим людям, и Единицы могут казаться им чересчур уверенными в своей правоте, всезнайками.

Самоконтроль и чувство вины

Стремясь оставаться верными своим принципам, Единицы стараются не поддаваться влиянию своих инстинктивных побуждений, сознательно не давая им вырваться на свободу. Окружающие обычно считают, что у этих людей хороший самоконтроль, иногда даже и слишком жесткий, хотя Единицы ощущают себя иначе – в стремлении довести все до идеала им приходится сталкиваться не только с сопротивлением окружающих, но и с сопротивлением внутри себя. Они чувствуют, что в них самих также  есть части, которые не так сильно заинтересованы в их проектах по самоусовершенствованию. Когда у них не получается уживаться с их собственными высокими стандартами, то они ощущают сильное чувство вины.

На подсознательном уровне у Единиц могут возникать негативные чувства (вины, стыда, беспокойства) по отношению к своему телу или физическим функциям. Их учили тому, что они сами и их нужды беспорядочны, их тело и природные инстинкты грязны, это что-то, чего они должны стыдиться. Они должны быть ультрачистыми, ультраосторожными и ультраскрупулезными. У многих Единиц это выражается в повышенной скромности или нервозности в вопросах питания, ограничений, секса.Осознавать свои недостатки для Единиц может быть достаточно болезненно, поэтому они стараются быстро подавить эти эмоции. При этом они начинают слишком много уделять внимание другим, более мелким недостаткам, все больше стараться быть хорошими. Они могут также стать еще более критичными и осуждающими по отношению к другим.

При этом Единицы очень чувствительны к критике со стороны окружающих. Это не удивительно, ведь они постоянно критикуют сами себя. Единицам нужны вся их сила и концентрация, чтобы соответствовать строгим стандартам их собственного внутреннего критика, поэтому у них остается очень мало сил, чтобы пережить даже небольшую долю критики от других.

Единственное, когда Единицы могут избежать самокритики, — это тогда, когда они станут совершенными. Поэтому многие Единицы не позволяют себе ни дня для передышки в стремлении достичь этой заранее недостижимой цели, так как если они остановятся, то их сразу же атакует свой строгий внутренний судья.

При этом не имеет значения, насколько критичным, разрушающим, болезненным для своего самоуважения может быть их внутренний критик, обычно Единицы искренне уверены в том, что он является единственным голосом сознания — их путеводная звезда, ведущая к спасению.

 

Базовая жизненная стратегия и убеждения

Люди Первого типа в детстве приняли следующее решение: «Чтобы избежать внешней критики, я должен хорошо себя вести — делать то, что от меня ожидают, и подавлять свои «плохие» стороны». Таким образом, маленькие Единицы были вынуждены стать идеальными мальчиками и девочками, безупречными в своих словах и поступках. Они старались во всем соответствовать представлениям их родителей о хороших детях и о приличных людях. По мере взросления в них сформировался внутренний критик – он заменил родительские голоса, так что родителям уже не было необходимости озвучивать свои претензии и требования.

 

Бессознательная мотивация Единиц – гнев

Единицам присущ базовый страх быть плохим или несовершенным человеком, поэтому они осуждают и стараются подавлять в себе качества, которые считают плохими. Осуждение и подавление дают почву для гнева, который частично направлен на себя — за свое несоответствие представлениям об идеальном человеке — и частично на окружающих. Это приводит к замкнутому кругу, поскольку Единицы считают, что испытывать чувство злости — плохо, поэтому гнев следует осуждать и подавлять (ведь порядочные люди не должны злиться).

Вместе с тем, однако, Единицы не всегда осознают свой гнев. Они редко ощущают гнев как таковой, потому что их внутренний критик не разрешает им быть «слишком эмоциональными». Выражать свой гнев — значит терять контроль, быть несовершенным, поэтому гнев у Единиц обычно проявляется в форме негодования, которое прорывается сквозь сжатые губы. Многие Единицы не осознают своей злости и не понимают, почему окружающие считают их излишне критикующими.

 

Мыслительная фиксация – осуждение неправильного

Единицы постоянно оценивают себя и окружающих, исходя из бессознательного убеждения в том, что все вокруг может стать еще более совершенным, если только мы приложим для этого чуть больше усилий. Однако на деле всегда найдется что-то, что нужно исправить или улучшить, поэтому такой путь не приводит Единиц к желаемому удовлетворению и отдыху. Даже если Единицы и приближаются к тому, чтобы соответствовать собственным стандартам, активный внутренний критик начинает повышать эти стандарты. Постоянно гоняться за совершенством сложно само по себе, и это неизбежно приводит к постоянному состоянию напряжения и фрустрации.

Как и у всех типов, у Единиц есть внутренний личностный конфликт. Они хотят ощутить целостность и чувство полноты, но в то же время, будучи занятыми постоянной оценкой происходящего, разделяют себя на две части: одна «хорошая», одна «плохая». Тем самым они теряют ту целостность, которую ищут. Единицам очень важно научиться освобождаться от постоянного стремления дать себе оценку и ощутить себя целостным человеком с «хорошими» и «плохими» сторонами, т.е. просто быть собой и принимать себя со всеми своими недостатками.

Внутренний голос убеждает Единиц в том, что если они расслабятся и позволят себе вести себя свободно и позитивно, если они примут себя такими, какие они есть, то это приведет к большим проблемам и они не смогут себя контролировать. В результате они боятся прочувствовать свой гнев в полной мере, думая, что из-за этого они начнут себя ужасно вести. Но если Единицы достаточно здоровы для того, чтобы осознавать свои импульсы, то, скорее всего, они не будут вести себя подобным образом. На самом деле именно недостаточная осознанность и непринятие самих себя и приводят к неконтролируемому поведению.

Для Единиц настоящим открытием является осознание того, что, когда они открываются своим чувствам, то вовсе не оказываются поглощены мыслями о сексе, неконтролируемой злостью или чрезмерным наслаждением. Начать осознавать свои желания и потребности — не говоря о том, чтобы удовлетворять их — может быть пугающим шагом для человека, который привык чувствовать себя в безопасности благодаря высокой степени самоконтроля. Точно таким же открытием для Единиц служит осознание того, что в ситуации может существовать несколько решений, и каждое из них является здравым и морально обоснованным.

Конфликт между неосознанными потребностями и стремлением «поступать правильно» еще ярче проявляется, когда Единицы вынуждены принимать решения. Необходимость принимать решение обостряет у них эмоциональное беспокойство. Если они поступят так, как считают правильным, то будут раздражены, поскольку их потребности

останутся неудовлетворенными. Если они сделают то, что хотят, то будут испытывать тревогу, опасаться, что поступили неправильно. Это особенно заметно, когда Единицы решают идти за своими потребностями и сделать то, что окружающие могут не одобрить. Такое решение может привести к состоянию нарастающей нервозности, из-за которой Единицы начинают проецировать своего внутреннего критика на окружающих и слышать обидную критику даже там, где ее нет. В таких ситуациях Единицам важно научиться «тестировать реальность», спрашивая окружающих о том, что они действительно имели в виду.

 

Отношения с миром

Единицы усвоили, что для того, чтобы их любили, им нужно быть хорошими, а для того, чтобы быть хорошими, им нужно быть правыми. Такое поведение выражается в постоянном желании указывать на ошибки или показывать, как лучше что-то сделать.

Социальная роль – «Наставник»

В своем окружении Единицы могут играть свою социальную роль Наставника, т. е. человека, который дает мудрость глупым, поднимает упавших и показывает другим, как сделать что-то полезное и нужное в их жизни. Они чувствуют, что обязаны показывать другим, как лучше всего сделать то, что они делают, даже если это что-то простое. Так проявляется их постоянное чувство личного долга: в это время они ощущают, что им необходимо исправить все, что вокруг них требует исправления («Если я этого не сделаю, то никто не сделает!»). Также они начинают думать, что, даже если другие и захотят решить возникшую проблему, они не отнесутся к этому так ответственно, как это сделали бы Единицы. Они начинают излишне сильно фиксироваться на том, чтобы исправить, организовать и проконтролировать людей из своего окружения, становятся напряженными и серьезными, автоматически фокусируясь на том, что неправильно.

Метафорические карты Inner Active Cards for Parts Work. Sharon Eckstein. Изображение носит иллюстративный характер.

Подсознательно Единицы часто видят себя как зрелых, ответственных взрослых, окруженных неразумными, неосторожными детьми, и такое отношение может передаваться окружающим мягким и не очень мягким способом. Такое покровительственное поведение обычно приводит к тому, что другие перестают слушать советы Единиц, перестают воспринимать их взгляды, даже если в принципе могут быть с ними согласны. Роль Наставника также может привести к тому, что Единицы становятся нетерпимы к реакции других людей. Их раздражает то, что люди тратят ценное время, сомневаясь в том, правильно ли то, что им Единицы посоветовали. Единицы чувствуют, что они должны перерабатывать, чтобы исправлять ошибки, совершенные другими из-за своей небрежности и лени, и они часто забывают заботиться о самих себе.

Чем больше они хотят достичь идеала, тем более их огорчает реальность, и им становится трудно увидеть хорошее в том, что находится прямо у них перед их глазами, в отношениях, в коллективе, в поведении детей. Призрак своего идеала также начинает перевешивать их собственные достижения и получаемое удовлетворение от их работы.

Жить с Единицей — это значит жить с человеком, который на первое место ставит разум и рациональность, а удовольствие оставляет на потом. Постоянно находится что-то, что надо починить или сделать, и получается так, что до удовольствия дело так и не доходит. Им также может быть трудно просить о помощи, вместо этого они могут выражать злость и критику. С другой стороны, Единица — это надежный, компетентный, рациональный партнер с тонким чувством юмора. Также полезно помнить, что за злостью и негодованием Единиц могут стоять их неудовлетворенные потребности.

 

Переход в стрессе

Одним из типичных стрессовых факторов для Единиц является ситуация, когда вокруг слишком много деталей, которые они лично должны исправить, и сколько бы они ни тратили на это сил и времени — их усилий оказывается недостаточно. Такие мысли, как: «Если я хочу, чтобы это было выполнено хорошо, я все должен делать сам» приводят к раздражению на других людей, которые не выполняют свою часть работы должным образом.

Первой реакцией на давление такого рода будет усиление привычных паттернов Первого типа — полный отказ от удовольствий, повышенная активность Внутреннего Критика. Растет гнев, поскольку мышление в категориях правильное — неправильное усиливается. Фрустрация, связанная с необходимостью все делать самому, нарастает и приводит к сильному внутреннему смятению, угрожая привычному восприятию себя как разумного и рационального человека.

Если усиления привычного мыслительного паттерна оказывается недостаточно для того, чтобы справиться со сложной ситуацией, то Единицы наконец попадают под власть эмоций. Актуализируется страх оказаться брошенными из-за их личных недостатков. Им грустно, поскольку они не могут соответствовать собственным высоким требованиям. Это может вызывать сильное чувство жалости к себе. Единицы вдруг обнаруживают, что провели весь день в мечтах и фантазиях, ощущают несвойственные им ранее желания, которые боятся высказывать. Такую перемену Эннеаграмма описывает, как переход Единицы к некоторым паттернам Четверки.

В такие моменты Единицы осознают, что хорошее поведение и старание не являются гарантией уважения со стороны окружающих. На передний план выходят все те потребности, которые Единицы долгое время подавляли. Это положительная сторона такой реакции на стресс: понять, чего же они хотят, становится для Единиц более важным, чем долг и обязательства.

Переход в безопасности

Когда Единицы ощущают себя в безопасности, их осуждающее мышление ослабевает, они с большей легкостью могут расслабиться и наслаждаться жизнью. В таком состоянии им легче определять, чего же они хотят, и просто делать это. При принятии решений потребность в удовольствии не игнорируется. В целом, жизнь становится проще.

Эти изменения описаны переходом Единицы к некоторым паттернам Семерки. Они обычно происходят, когда все дела завершены и обязательства выполнены. К примеру, поведение Единиц разительным образом меняется, когда они уезжают отдыхать. На отдыхе они могут расслабиться и наслаждаться жизнью, проявляя такие свои качества, которые никогда не позволяют себе проявить дома, где у них полно дел и обязанностей.

В состоянии безопасности Единицы чувствуют, что они могут позволить себе не сопротивляться происходящему вокруг. Это в особенности касается их внутренней реальности — они постепенно учатся расслаблять свои защитные реакции и чувствовать себя более комфортно, в каком бы состоянии они ни оказались. Единицы перестают быть такими оценочно-однозначными и открываются широкому разнообразию возможностей. Они становятся более любопытными и оптимистичными, интересуются мнением других людей, особенно, отличным от их собственного. Они понимают, что такой подход к жизни не только не ущемляет их целостность, а напротив, делает их взгляды более глубокими и широкими.

 

Сильные стороны Единиц

Люди первого типа — убежденные сторонники гуманистических идей и движений, направленных на улучшение нашего мира. Это преданные своему делу учителя, которые учат других людей делать лучшее, на что они способны.

Единицы — настоящие эксперты по самоконтролю, они очень дисциплинированы. Если они пообещали выполнить задание, то оно обязательно будет выполнено вовремя. Похвала может быть им приятна, но они относятся к ней довольно рационально: «Задание необходимо было выполнить, в этом нет ничего выдающегося». Они проявляют терпимость и снисходительность к людям, которые понимают, что допустили ошибку, или признают, что им не хватает навыков для того, чтобы разобраться в теме или выполнить задание. Когда Единицы признают, что сами что-то сделали неправильно, они действуют с большим терпением и конструктивностью, стараясь исправить допущенные ошибки. Ими движет стремление к совершенству.

Единицы больше, чем другие типы Эннеаграммы, стремятся быть честными во всех своих делах. Однако простой честности им недостаточно – Единицы хотят, насколько это возможно, соответствия между своим словом и делом. Для них неприемлемо обманывать кого-то или говорить о способностях, которыми они не обладают. Они говорят то, что имеют в виду, и делают то, что говорят. Этот вид целостности очень трогает и вдохновляет окружающих. Это показатель совершенства, который оставляет мало кого равнодушным.

Единицы преимущественно руководствуются инстинктивным (телесным) интеллектом. Его действие проявляется у Единиц в телесных ощущениях, которые служат индикатором правильности или неправильности. Неправильное вызывает у Единиц импульсивное желание его исправить. Это желание опережает мысли, иногда Единицы даже не осознают, что их действия могут повлиять на других людей. Например, это может быть импульсивное желание поправить криво висящую картину или загнувшийся край воротничка на рубашке — не имеет значения: своей или чужой. Окружающих такие действия могут обижать, но за ними нет дурных намерений, так как за ними вообще не стоит никаких мыслей — это чисто инстинктивные действия. Физическое ощущение «правильности» у Единиц настолько сильное, что когда оно нарушается ощущением «изъяна» или «неправильности», у них возникнет сильнейший импульс исправить ошибки и восстановить состояние совершенства. Когда Единицы следуют этому импульсу в важных решениях, они инстинктивно принимают правильное решение. Чем больше они учатся доверять этому инстинктивному чувству, тем легче им принимать решения.

Путь развития для Единиц

Самое важное качество, которому должны научиться Единицы, — это принятие. Принимать реальность — значит также принимать себя, позволять себе и другим людям быть такими, какие они есть. Здоровые Единицы позволяют каждому иметь собственную правду в свое собственное время и своим собственным способом. Если они при этом руководствуются своими принципами, методами, этическими стандартами, не навязывая их окружающим, не морализируя, а показывая пример, то в этом случае окружающие сами захотят услышать их мнение.

Единицам также очень важно осознать свое внутреннее разделение на «правильное» и «неправильное», и разрешить проявляться всем своим чувствам, не подавляя их, а принимая и отпуская. Тогда у Единиц возникает состояние ясности — они принимают решения, основываясь на телесном ощущении правильного, и освобождаются от тревоги и страха поступить неправильно.

Развивая в себе спокойствие и способность с легким сердцем относиться к себе и своим недостаткам, Единицы становятся счастливыми, дружелюбными людьми с хорошим чувством юмора.

Базовые убеждения – ограничивающие убеждения

  • Все поступки делятся на правильные и неправильные.
  • Совершать ошибки непростительно.
  • Может быть только один правильный способ что-то делать — если я считаю что-то правильным для себя, то это правильно и для других людей.
  • Долг важнее удовольствия.
  • Порядочный человек старается все делать настолько хорошо, насколько возможно.
  • Удовольствие нужно заслужить.
  • В поступках и решениях лучше полагаться на своего внутреннего критика, а не на чувства.
  • Если я не идеален, то я не заслуживаю любви.

 

Общая информация для всех типов личности Эннеаграммы:

1. Разные авторы дают типам личности разные названия, которые, по их мнению, наиболее удачно отражают их ведущие качества. Однако личность невозможно описать одним словом, поэтому отнеситесь к названиям типов просто как к более легкому способу их запомнить. На практике удобнее пользоваться цифрами, которые являются нейтральными по смыслу.

2. Нет плохих или хороших типов, у каждого типа есть свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Каждый тип имеет свои уникальные возможности, которые являются ценными в обществе, и также имеет свои ограничения.

3. В той или иной мере в нас присутствуют черты всех типов личности, но один из них является для нас основным и определяет наш образ мышления и жизни. Этот тип не меняется с течением времени, он универсален для мужчин и женщин.

4. Описание вашего типа не обязательно будет соответствовать вам на 100 процентов. Мы постоянно переходим со здорового уровня нашего типа личности на средний и нездоровый, и обратно. Наш личностный рост или усиливающийся стресс также влияют на то, как мы проявляем наш тип.

5. Только вы сами в состоянии точно определить ваш тип Эннеаграммы. Типы группируются по разным основаниям (триады), типы, входящие в одну триаду, будут иметь некоторые общие черты. Все типы испытывают влияние соседних типов (крылья), в состоянии стресса и безопасности мы переходим к паттернам других типов.

Чтобы точно определить ваш тип личности, прочитайте описание 2-3 типов, которые набрали максимальное количество процентов. Если вы не можете точно определить свой тип, понаблюдайте за собой в течение некоторого времени. Обращайте внимание на свои типичные реакции, мысли и чувства, а также на то, как вы ведете себя в состоянии стресса и безопасности.

 


При составлении описания типов использованы источники:

  • Макани Хелена. Эннеаграмма: Ваш путь личностного развития; 
  • Рисо Дон Ричард, Хадсон Расс. Мудрость Эннеаграммы: Полное руководство по психологическому и духовному росту для девяти типов личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *